?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Книжное

Я сотню раз собиралась написать про Рушди и, наконец, собралась.

"Земля под ее ногами". Рискну сравнить с "Мастером и Маргаритой", который называют романом обо всем. "Земля..." тоже все — и ничего одновременно. Ничего в смысле сакральном, глубокая пустота. Неслучайно у романа два лейтмотива: землетрясения, расколы, поглотившие Эвридику, и дезориентация, потеря Востока. Да, это постмодернисткая перелицовка мифа об Орфее, только у Рушди он сначала бродит в смертных тенях в поисках брата-близнеца, а затем пытается поймать любовь. Этот роман — удивительное смешение Востока и Запада, вымысла и реальности, музыки и литературы. Количество отсылок в нем не поддается исчислению, но главное, роман нельзя идентифицировать в пространстве. Во времени — пожалуйста, это пятидесятые и шестидесятые (если вы ничего не знаете о музыке того времени, не стоит и читать: вы не поймете ни мыслью, ни сердцем, что это значит: "Мы живем в реальном мире, парень; шестнадцать, тридцать две, сорок восемь дорожек — это всё фантазии, это будущее, а здесь передо мною пульт микширования, а вовсе не машина времени"). В пространстве... Какое это пространство, если там одновременно существуют Beatles и Килгор Траут, Англия и Грамарай? И в конце оно распадается на части, как распадается мелодия. Это роман о музыке, которая важнее всего сущего, и о том, что важнее музыки. Если это вообще возможно.

И пару слов о другом прочитанном.

"Тринадцатая сказка" Сеттерфилд насквозь вторична по отношению к "Джен Эйр", в чем признается сам автор. Это хорошая стилизация под английский роман 19-го века, но зачем? Книжка неплоха, чтобы скоротать время, но не стоит ждать от нее глубины.

"Скрижали судьбы" Барри прекрасны даже не от того, что речь идет об Ирландии, хотя и потому тоже: романы об ирландской жизни обладают определенной притягательностью, которую создают сами условия, на фоне которых разворачивается действие, будь это Джойс или Майлз на Гапалинь. Но Барри чарующ еще и слогом, это вот "автор ничего, архитектор пустоты" накрепко засело в голове. На фоне первой половины 20-го века (вы же представляете, да, что творилось в Ирландии в то время) разворачивается история женщины, которая живет в психбольнице. Две истории — страны и человека — постоянно сталкиваются, и человек проигрывает в этом противоборстве. Ветхость и безысходность. "Страна, предавшая своих покойников". Горестная и страшная история: о войнах и о полнейшем бесправии женщин. Розанна олицетворяет собой саму Эрин: поруганную, измученную, поблекшую.

Сейчас же я читаю "Погребенного великана", затейливую фантазию об Англии, украшенную завитушками.